Спец.проект от Юрист 52 - БЕСПЛАТНЫЙ АВТО-СОВЕТ. Подробности.
Приобретение товаров в Интернете стало для нас обыденностью и неотъемлемой частью повседневной жизни. С одной стороны, этому поспособствовал шквал информации о товарах в социальных сетях, на форумах, сайтах компаний и агрегаторах. А другой стороны, в последние годы произошел значительный рост ассортимента товаров, которые можно заказать онлайн по более низким ценам в сравнении с розничной торговлей.
В данной статье мы рассмотрим особенности покупок товаров на популярных в настоящее время торговых площадках – маркетплейсах или интернет-агрегаторах – Яндекс.Маркет, eBay, Ozon и др., а также выясним, кто несёт ответственность за качество таких онлайн-покупок.
Напомним, что онлайн-агрегаторы – это различные торговые площадки, самостоятельно не осуществляющие продажу товаров и услуг, но получающие оплату за них. Интернет-агрегаторы выступают посредником между продавцом и покупателем в онлайн пространстве.
Только в Рунете подобных онлайн-площадок имеется около 30. Помимо товарных агрегаторов, существуют агрегаторы с различными услугами: такси, бронирование отелей, продажа авиабилетов и т.д. Несомненно, это очень удобно: можно выбрать все необходимые товары на одной площадке по выгодной для себя цене, тут же оплатить и благополучно ждать доставки прямо до квартиры.
Но кому предъявлять претензии, если товар не будет доставлен, он не понравился, не подошёл или доставленный товар не соответствует представленному на сайте?
Ранее в таких случаях привлекать к ответственности было просто некого. Агрегатор заявлял: «Я не виноват, ведь я не продаю этот товар, а лишь предоставляю информацию о нем. Все претензии к реальному продавцу товара».
Но как и где его найти? В Законе «О защите прав потребителей» никаких упоминаний о таких онлайн-площадках не было. Чтобы исправить такие ситуации, государство приняло решение взять маркетплейсы под собственный контроль.
29 июля 2018 года были приняты изменения в Закон «О защите прав потребителей», закрепившие легальный термин «владельца агрегатора» и наделившие владельцев агрегаторов перечнем обязанностей (Федеральный закон от 29 июля 2018 г. №250-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей»). Изменения, касающиеся именно ответственности сайтов-агрегаторов, начали действовать с 1 января 2019 г.
Владельцы данных ресурсов теперь обязаны предоставлять о себе полную информацию потребителям, включая свое полное наименование, адрес своего местонахождения, порядок работы, фамилию, имя, отчество, либо номер регистрации о создании юридического лица или номер госрегистрации в качестве ИП. Такие же сведения обязаны предоставлять и сами продавцы или исполнители каких-либо услуг.
Также за продавцами закреплены обязанности информирования агрегатора в течение 1 рабочего дня о любых изменениях, касающихся его товара (например, что он закончился, или изменилась его стоимость). В случае предоставления продавцом заведомо неверной информации о своем товаре или услуге, ответственность лежит на продавце.
Если покупатель оплатил товар через онлайн-агрегатора, но он ему не подошел по каким-либо причинам, то переговоры с продавцом по этому поводу обязан вести агрегатор. Он же обязан осуществить возврат денежных средств покупателю в течение 10 календарных суток.
Иначе говоря, отвечать перед потребителем обязан тот, через кого товар был приобретен.
Перед покупкой на любом товарном агрегаторе нужно следовать следующим рекомендациям:
Вначале нужно определить характер брака доставленного товара.
Если у вас возникла спорная ситуация, либо виновник категорически отказывается брать на себя ответственность за некачественный товар, то вы можете обратиться к нам за помощью в защите прав потребителя в Нижнем Новгороде. Наши юристы имеют большой опыт борьбы за права своих клиентов как с микропредприятиями, так и с большими корпорациями.